Обзор изменений в Поиске Яндекса
В Яндексе произошло большое обновление поисковика, в которое вошли более 2 тысяч улучшений. Можно смело сказать, что это одно из самых крупных обновлений поисковой системы за 2 года. Последние масштабные изменения компания проводила в 2019 году, когда было запущено обновление «Вега».
Из нового: внедрение функции поиска фрагментов видео по смыслу, улучшение умной камеры, совершенствование системы АОН, разнообразие быстрых ответов и бета-версия обновлённого дизайна.
Что изменилось в поисковике
Новое обновление ПС Яндекса называется Y1. По словам представителей компании, главной целью обновления было максимально сэкономить время пользователя, которое он затрачивает на поиск нужной информации Кроме того, пользователи будут получать более разнообразные быстрые ответы.
Яндекс изменил дизайн главной страницы поисковой системы. Пока он пребывает в стадии бета. Чтобы открыть её на своём ПК, необходимо перейти по ссылке.
А чтобы открыть страницу в мобильном приложении, нужно 5 раз тапнуть по логотипу Яндекса на главной странице.
В новом дизайне строка поиска расположена в верхней части страницы, а блок сервисов размещён слева. Если прокрутить страницу, он исчезает.
Это обновление стало первым, где были использованы новые генеративные нейросети YaLM. По словам представителей Яндекса, они могут создавать тексты, помогают Поиску находить наиболее релевантные ответы и задействованы во время работы голосового помощника Алисы.
Поиск фрагмента видео
Теперь Яндекс может искать часть видео, которую считает наиболее релевантной введённому запросу. Пока эта функция работает лишь с видео-инструкциями. К примеру, если ввести в строке поиска «как покрасить волосы дома», система найдёт видео с выделенным фрагментом, в котором содержится ответ на запрос.
Чтобы найти нужный отрезок видео, Поиск анализирует запрос и сопоставляет его с содержанием ролика. Анализируется не только звуковая дорожка, но и картинка. Пока поиск по фрагменту видео работает только в мобильном приложении, но в компании заверяют, что в скором времени функцию реализуют и для ПК.
Быстрые ответы
Обновление позволило разнообразить быстрые ответы. Это то, что пользователь видит непосредственно в результатах поиска. Но изменилось не только содержание, но и тип быстрых ответов.
Чтобы можно было подробнее ознакомиться с темой запроса, они показывают запросы, соответствующие рассматриваемой теме, основанные на поисковой истории других пользователей.
Улучшение умной камеры
Одним из улучшений в Y1 стало совершенствование камеры, доступной в мобильном приложении Яндекс. Камера используется для поиска ответов на запросы, которые проблематично изложить в форме текста. Например, если вам понравился какой-то товар, и вы хотите найти его в интернете, но не знаете, как описать.
Достаточно навести камеру, и поисковик сам найдёт его. В Яндексе сообщают, что распознавание объектов обновлённой камерой улучшилось в 5 раз. Это позволяет быстрее получать информацию по интересующему предмету.
Отзывы об организациях
Теперь Яндекс умеет анализировать отзывы, которые пользователи оставили о различных организациях, и показывать в результатах выдачи оценочную шкалу, сформированную на их основе. Например, если вы хотите узнать по дробное о каком-либо заведении, в результатах поиска Яндекс покажет, как другие пользователи оценили его сотрудников, услуги и т.д.
АОН
Для тех, кто пользуется мобильным приложением Яндекс, доступна функция определения номера и блокировки спама. Теперь АОН будет не просто «выяснять», что звонят спамщики, но и будет сам блокировать эти звонки.
Развитие технологий нейросетей
Обновление Y1 основано на двух нейросетевых технологиях Яндекса. Это уже упомянутая новинка YaLM, а также YaTI. В компании их характеризуют как глубокие нейросети с архитектурой «трансформер».
Нейросети прошли обучение на большом количестве параметров, что позволяет им находить смысловые соответствия между текстами и видеороликами, выделяя наиболее полезные фрагменты. Кроме того, нейросети умеют определять «настроение» отзывов пользователей, чтобы формировать оценочную шкалу.
Обе технологии использовались впервые. Их основное достоинство — постоянное развитие. Системы обучаются и совершенствуются в непрерывном режиме, а значит с каждым годом будут находить всё более точные и информативные ответы на запросы пользователей.
Поисковик Яндекса продолжает уверенно развиваться и наращивает популярность. В первом квартале 2021 года доля поисковой системы на российском рынке составила 60%, что на 1,9% больше, чем за аналогичный период 2020 года.
Прибыль поисковых сервисов компании за это время выросла на 15% и составила более 35 млрд рублей. Надо ли говорить о том, что подобные крупные обновления только укрепляют позиции российского поисковика в русскоговорящих странах.
Наши специалисты помогут!