Какое значение имеют поведенческие факторы в Яндексе в 2023 году
Поведенческие факторы (ПФ) много значат для ранжирования сайтов в Яндексе. В эту группу входит несколько показателей:
- CTR — кликабельность сниппета в результатах поиска;
- удовлетворённость ответом — это процент возвратов пользователей к результатам поиска после перехода на сайт;
- прямые переходы — когда пользователи не ищут через поиск, а идут на сайт напрямую через закладки и историю посещений;
- отказы — под ними понимаются посещения, продолжительность которых составляет менее 15 секунд;
- глубина просмотра — сколько страниц посетил пользователь в рамках одного визита;
- время сессии — сколько в среднем времени пользователи остаются на сайте.
В этом году в SEO-кругах появилась информация, что накрутка поведенческих факторов в Яндексе снова актуальна. Что это за метод, какие преимущества и недостатки у него есть и как продвинуть сайт, используя «белые» способы, — разбираем далее.
Что такое накрутка ПФ
Использование «серых» методов, которые позволяют влиять на ранжирование сайтов, уже давно не ново. Существуют немало программных решений, которые создают ботов для посещения ресурсов, выполняют на них определённые действия, которые фиксируются алгоритмами как активность пользователей и т.д. Это и называется накрутка — имитация действий пользователей с целью улучшения поведенческих факторов. В Яндексе это распространённая история, а вот что касается Google, здесь найти какие-то внятные примеры накрутки ПФ вряд ли получится.
Дело тут в разнице подходов к оценке ПФ. Для Google важны реакции пользователей, которые годами «ходят» в поисковую систему. То есть при оценке ПФ поисковик будет опираться на поведение аккаунтов, которые регулярно пользуются поиском и ищут какую-то информацию. А свежесозданный бот для Google не представляет абсолютно никакой ценности, поэтому его поведение не имеет значения в глобальной оценке сайта. Яндекс же вполне лоялен к молодым аккаунтам, учитывает их поведение, соответственно, накручивать поведенческие здесь, используя ботов, гораздо проще.
Тем не менее Яндекс создаёт видимость борьбы с накруткой, даже имеет некоторые инструменты для этого. Но по факту каких-то серьёзных шагов в этом направлении поисковик до сих пор не предпринял, а значит накрутка продолжает влиять на поисковую выдачу.
Преимущества и недостатки накрутки ПФ
Основное преимущество накрутки поведенческих — это возможность достаточно быстро подняться в выдаче и выйти на первые строчки по коммерческим запросам. А это, соответственно, влечёт за собой рост трафика, конверсии, продаж и прибыли.
Но и минусы у этого действия тоже имеются:
- Как таковую пользу от накрученных позиций можно и не получить. Суть в том, что итоговая цена каждого уникального посетителя будет очень высокой. Она может быть на доступном уровне только при использовании долгосрочной стратегии развития, в ходе которой работы по привлечению трафика ведутся на большом временном промежутке.
- Выдача Яндекса по коммерческим запросам не полностью органическая. В ней есть так называемые «нулевые позиции» — это целых четыре верхних строчки, которые в основном и забирают весь трафик. Плюс ещё есть товарная галерея, которая размещается сразу под строкой поиска, и часто пользователям даже не надо просматривать выдачу, они находят то, что им нужно, там. Попасть в «нулевые позиции» можно только используя честные методы. Главный из них — реклама в Яндекс Директ. Забавно, что нередко использование честных методов обходится дешевле, чем накрутка.
- Велик риск нарваться на мошенников. Честных подрядчиков, которые занимаются накруткой ПФ, найти сложно. Зачастую заказчики сталкиваются с тем, что им накручивают позиции по десятку запросов, но в глобальном плане для сайта это не имеет никакой практической пользы — статистика органических посещений либо меняется незначительно, либо не меняется вовсе.
Поисковики всё-таки стараются бороться с накруткой, а потому постепенно повышают требования к органическим кликам. Всё, что идёт вразрез с этой парадигмой, считается спамом и накруткой, а потому при оценке качества сайта не учитывается. Соответственно, стоимость инструментов накрутки тоже растёт и зачастую оказывается даже дороже, чем честное продвижение.
Для кого подходит метод
Накрутка ПФ — метод довольно узкоспециализированный, а потому стоит чётко понимать, когда и при каких условиях его можно использовать. Он подходит следующим проектам:
- Которые охватывают массовую отрасль, собирающую множество просмотров. СЧ и ВЧ вхождений тут может быть немного. В таком случае накрутка охватывает обширное семантическое ядро и осуществляется с равномерным распределением и привязкой к конкретным кластерам.
- Которые исключают плохо ранжирующиеся запросы. Поисковики не поверят, что пользователи часто кликают по сайту, который находится далеко за ТОПом выдачи.
- Которые продвигаются профессиональной командой SEO-специалистов, а те, в свою очередь, чётко понимают, как работает и для чего нужна накрутка.
- Которые экономически устойчивы. Чтобы действительно получить прибыль, накрутка должна идти по тысячам ключей. А это недешёвое удовольствие. Поэтому важно оценить возможности бюджета.
Таким образом, выходит, что применять накрутку для оперативного старта молодых сайтов просто нецелесообразно, да и малоэффективно. А вот давно запущенные проекты, над которыми ведутся работы по SEO, можно продвигать таким способом для увеличения конкурентоспособности.
Как продвигаться без накрутки
Продвижение сайта начинается с выполнения первостепенных задач:
- сбор семантического ядра;
- написание SEO-текстов под наиболее важные запросы;
- проработка интуитивно понятного для пользователей интерфейса;
- включение всех подходящих источников трафика (соцсети, карты, стриминг и т.д.);
- использование разных инструментов для продвижения (интеграции, коллаборации, гест-постинг и т.д.).
Любой сайт должен создаваться в первую очередь для людей. Если пользователям понятен интерфейс и интересны материалы, они сами будут идти к вам, создавая органический трафик. Порой кажется, что «серые» методы быстрее и результативнее, но часто оказывается, что постоянная работа над оптимизацией ресурса выходит не только более эффективной, но и более выгодной в соотношении затраченных средств и полученной прибыли.
Изображение от pikisuperstar на Freepik
Наши специалисты помогут!