Как внедрение SGE повлияет на поиск Google
В декабре прошлого года должен был завершиться тест экспериментального поиска Google — SGE (Search Generative Experience). Эксперты сходились во мнении, что интеграция новой технологии в основной поиск начнётся в январе 2024 года. Однако по какой-то причине планы Google изменились, и информация о SGE пропала из Search Labs. Тем не менее мы всё равно склонны считать, что внедрение технологии — лишь вопрос времени. Поэтому SEO-специалистам необходимо заранее готовиться к переменам, ведь это нововведение скорее всего станет самым масштабным за последние десять лет.
Специалисты Authoritas провели исследование, чтобы понять, как новый поиск изменит результаты выдачи, если SGE прямо сейчас развернут в основном поиске Google. Результаты оказались неутешительными: скорее всего всё, что нажито непосильным трудом — то есть трафик и органические результаты, просто испарится.
Какие типы SGE результатов удалось получить
Проанализировав почти тысячу ключевых слов, исследователи выяснили, что для более чем 86% запросов в выдаче отображается результат Search Generative. Соответственно, в том, что внедрение SGE повлияет на ваш сайт, сомнений нет.
Почти в 66% случаев в выдаче показывалась кнопка для генерации ответа искусственным интеллектом. Ещё в 34% пользователю сразу показывали сгенерированный элемент SGE, содержащий ссылку «Показать больше». Соответственно, большая часть ответов предлагает пользователю самостоятельно воспользоваться возможностью генерации ответа с привлечением ИИ.
Результат «Показать больше» исследователи назвали «тизером SGE», так как в нём уже содержится некоторая информация, сгенерированная искусственным интеллектом. А кнопка генерации — это всего лишь инструмент, и пользователь тут сам решает, использовать его или нет.
Два типа SGE результатов будут иметь разную вовлечённость пользователей, а значит и их влияние на выдачу и последующие универсальные функции SERP будут разниться. Сейчас уже можно сделать вывод, что бренды неизбежно столкнутся со снижением позиций по запросам, по которым в выдаче будет показываться тизер SGE.
А если пользователь нажмёт на кнопку «Показать больше», остальные результаты выдачи неизбежно опустятся на странице ниже, выйдя за границы видимой области экрана. Логично предположить, что это тоже повлияет на количество кликов и органический трафик.
При этом, если обратиться к результатам выдачи без использования SGE, никаких изменений там не наблюдается. Первый результат по-прежнему занимает своё место. Но при подключении ИИ, чтобы увидеть первый результат, нужно пролистать страницу вниз.
Команда Authoritas работала пока только с десктопной версией поиска Google. Однако в будущем планирует провести такое же исследование и в мобильной.
Что с ссылками
Согласно исследованию, в среднем в выдаче SGE показывается 10 ссылок, принадлежащих 4 разным доменам. Но лишь 4 из 10 являются уникальными, то есть каждые 2-3 ссылки в результатах принадлежат одному домену. В типе, где используется генерация ИИ, содержится 12 ссылок, однако уникальных доменов меньше. При использовании типа «Показать больше» количество уникальных доменов увеличивается до 5. Соответственно, SGE, подбирая релевантные ответы на запрос, совсем не гнушается повторяться и в разных случаях может использовать одни и те же ссылки.
Пока непонятно, каким образом это отразится на продвижении. Но, быть может, из этого можно будет извлечь какой-то полезный опыт.
НSGE vs. органическая выдача
Исследование показало, что более 90% результатов, показанных SGE, не соответствуют органической выдаче по тому же запросу. Эксперты связывают это с тем, что SGE в своих результатах показывает уникальный или дополнительный контент, которого в органической выдаче просто нет.
При этом избранные фрагменты всё ещё показываются в результатах SGE, хотя и не так часто, как в обычном поиске. Учитывая, что они смещаются вниз из-за генеративного контента, стоит ожидать, что изменится и поведение пользователей. Соответственно, время оптимизации сниппетов неизбежно подойдёт к концу — это не будет иметь большого смысла.
Исследовав бренды и запросы, по которым они показываются, эксперты пришли к выводу, что внедрение генеративного поиска может и не повлиять на позиции сайтов, которые на текущий момент хорошо показываются в органической выдаче. В генеративных результатах они тоже могут показываться, привлекая новых пользователей.
Однако важно понимать, что далеко не все сайты будут ранжироваться в генеративном поиске так же хорошо, как и в органическом, и к этому нужно быть готовыми. А вот для тех брендов, которые сейчас не могут пробиться на верхние строчки выдачи по причине высокой конкуренции, внедрение SGE наоборот может сыграть на руку. Ведь в генеративном поиске шанс попасть в ТОП выдачи будет выше. Всё зависит от ниши — в каждой конкретной картина будет отличаться.
Краткие итоги
Внедрение SGE ощутимо повлияет на результаты выдачи, сомневаться в этом не приходится. Поведение пользователей изменится — блок сгенерированного контента будет неизбежно смещать результаты поиска, переключая внимание пользователя. Google однозначно внедрит SGE в поиск, и произойдёт это, вероятно, уже скоро. Поэтому стоит подготовиться к меняющимся правилам оптимизации.
Как и всегда, большие перемены влекут за собой много противоречивых мнений. Но мы по-прежнему считаем, что хоронить SEO ещё рано. Подключение ИИ к разным сферам — всего лишь вопрос времени, а нам остаётся только приспосабливаться к меняющимся условиям и извлекать из них возможности для развития.
Оптимизация просто выходит на новый уровень, и мы готовы играть в эту игру по новым правилам!
Изображение от pikisuperstar на Freepik
Наши специалисты помогут!