Тексты на сайтах нередко становятся предметом споров. По своему опыту можем сказать, что далеко не все клиенты, которые приходят на продвижение, понимают роль текстового контекста. Зачастую приходится доказывать необходимость изменения существующего материала или написания нового. Основным аргументом в этом вопросе становится аудит текстов сайта.
С его помощью можно проанализировать весь существующий текстовый контент и оценить его эффективность. Кроме того, анализ поможет выяснить, какие тексты тянут позиции вниз или вовсе могут стать причиной бана от поисковиков. Поисковые системы сейчас предъявляют довольно строгие требования к содержимому сайтов. Несоблюдение этих требований может повлечь немало проблем: начиная от понижения в результатах выдачи и заканчивая полным исключением URL из индекса.
Когда и зачем нужен аудит текстов
Обратить внимание на качество контента следует в том случае, если товары/услуги плохо продаются или когда сайт плохо ранжируется. Но тут тоже есть свои «но». Так, плохая конверсия, например, может быть связана не только или не столько с текстами, сколько с некорректно работающими формами. То есть человек вроде хочет что-то купить, но не может, потому что форма не отправляет данные куда надо.
В случае с плохим ранжированием с большой долей вероятности причина будет именно в текстах. Плохая оптимизация, несоответствие требованиям поисковых систем, использование нерелевантных ключевиков или вовсе их отсутствие неизбежно приведут к потере позиций. Поэтому провести аудит в таком случае очень важно. Он поможет понять причину потери позиций и исправить ситуацию.
При этом делать аудит можно и даже нужно не только тогда, когда всё плохо, но и когда всё идёт хорошо. Это нужно для поддержания общего имиджа сайта, актуализации информации, корректировки запросов, проверки уникальности и т.д. Интернет — динамичная структура, он постоянно развивается, меняется, одни ключевые теряют актуальность, другие, напротив, выходят на первый план. Чтобы сохранять высокие позиции в выдаче, необходимо отслеживать эти моменты, а затем вовремя вносить корректировки.
Не стоит забывать, что контент сегодня многофункциональный. Он продаёт, продвигает, информирует. Соответственно, подход к разным типам контента должен быть разным. Если в случае с продающими текстами нам важно отслеживать их конверсионность, то инфостатьи направлены на привлечение трафика, информирование пользователей. А грамотная оптимизация помогает продвигать эти страницы в поисковых системах.
Этапы проверки
Сразу оговоримся: алгоритм, который мы будем описывать, условный. Потому что в каждом конкретном случае принцип анализа подбирается индивидуально. Это зависит от целей, задач, которые были поставлены перед исследуемым контентом, его типа и т.д.
Итак, примерный алгоритм исследования выглядит следующим образом:
Этап №1. Оценка визуальной составляющей
Даже самый хороший текст не будут читать, если визуал отталкивает. Первое, на что можно обратить внимание, — соответствие цвета шрифта и фона, размер шрифта, деление на абзацы. Да, даже такая простая вещь, как отсутствие абзацного членения, может стать причиной плохой работы контента.
Когда цвета фона и шрифта подобраны неудачно, написанное просто сливается, это сложно читать, пользователю приходится напрягаться, чтобы разобраться, а делать этого он не хочет. Поэтому с большой долей вероятности читать написанное он не станет. То же касается размера шрифта. Слишком мелкие буквы отталкивают, так как усложняют процесс чтения.
Размер шрифта важно проверять и на мобильной версии. При плохой адаптации бывает так, что шрифт остаётся огромным, а весь экран смартфона занимает одно слово. Или наоборот, буквы оказываются настолько мелкими, что становятся нечитаемыми. Пользователю приходится ухитряться, увеличивая страницу в попытках прочесть нужную информацию.
Не забывайте также оценивать визуальную динамику. Материал должен быть поделён на смысловые блоки, а каждый из них отбит заголовком. При этом пользователь должен понимать, что это именно заголовок. Важные мысли можно выделять курсивом или жирным шрифтом. Это создаёт своеобразные «маячки», за которые цепляется взгляд пользователя.
Этап №2 Оценка маркетинговой составляющей
Тексты должны работать. Если это коммерческий контент, то он должен «бить» по болевым точкам вашей целевой аудитории. Маркетинговая привлекательность материала оценивается по следующим параметрам:
отстройка от конкурентов;
качество уникального торгового предложения (УТП);
подача информации;
соответствия ФЗ «О рекламе».
Чтобы продавать, нужно потрудиться над написанием статьи. Обычным «купи у нас, мы крутые» уже никого не зацепить. Вы должны отличаться от конкурентов, чтобы пользователи выбирали именно вас.
Этап №3. Вычитка
Экономия на хорошем редакторе может повлечь немало проблем. Ошибки, опечатки, смысловые неточности, нарушение логики изложения — всё это может путать и отталкивать пользователей. Смысловая грамотность — одно из наиболее важных условий ранжирования. Алгоритмы поисковиков уже достаточно умны, чтобы оценивать не только количество вхождений ключевых слов, но и смысловую привлекательность написанного.
Важна также логика изложения. Мысль не должна прыгать с одной темы на другую, все части должны быть логически связаны друг с другом. Что касается структуры, многое тут зависит от типа текста, однако классическая схема введение–основная мысль–заключение так или иначе должна прослеживаться.
Подача информации должна быть лёгкой, непринуждённой. Если это не узкоспециализированный материал, рассчитанный на группу читателей с определённым образованием, использовать сложные конструкции или термины не нужно. Изложение информации должно быть доступным. Используйте нумерованные или маркированные списки. Делайте разбивку на абзацы, избегайте «простыни» текста — такое читать утомительно.
Сейчас необходимо работать не на количество, а на качество. Поэтому экономить на копирайтере не стоит. Автор должен быть погружён в тему, отлично ориентироваться в ней, чтобы тексты на сайте действительно показывали экспертность, были полезны для пользователей.
Контент сайта должен быть создан под целевую аудиторию. Отсюда вытекает необходимость детального изучения ЦА и понимания, какой стилистики лучше придерживаться при подаче материала. Это действительно важно, ведь если вы не попадёте в нужный «тон», рискуете потерять часть пользователей. Текст должен «говорить» на одном языке с читателем.
Этап №3. Оценка «технической» составляющей
Просто написать хороший читабельный текст недостаточно. Он должен быть полезен не только для пользователей, но ещё и для продвижения. Вот здесь начинается самое сложное. Угодить одновременно читателям и поисковым системам непросто, это требует от копирайтера определённого уровня мастерства.
Текст для продвижения должен быть оптимизирован, то есть включать ключевые слова. Однако они должны быть вписаны максимально органично, чтобы поисковики не заподозрили вас в нечестной игре. Перенасыщенность ключевыми словами называется переспамом. Если поисковые системы видят его на странице, они могут понизить её в результатах выдачи или вовсе наложить санкции.
Это же касается уникальности. Времена, когда можно было взять чужой материал, заменить пару слов и продвигаться, давно прошли. Поисковые системы ориентируются в первую очередь на качество контента, а уникальность тут играет очень важную роль. Если контент уникальный, содержательный, решает проблемы пользователей, страница будет залетать на верхние строчки выдачи, потому что поисковики сочтут её действительно полезной.
Если используются ссылки, неважно внешние или внутренние, необходимо проверить корректность их работы. Делать это надо регулярно, ведь страницы могут удаляться. Поисковики очень ценят статьи со ссылками на авторитетные источники. Это подтверждает вашу экспертность и достоверность излагаемой информации. Поэтому этим тоже можно пользоваться для завоевания более высоких строчек в выдаче.
Общие итоги аудита
Итак, давайте подведём итог и выделим основные моменты, которые выявляет профессиональный аудит текста:
качество продающих заголовков;
наличие реальных выгод, преимуществ для покупателя;
релевантность, полезность, информативность;
соответствие потребностям ЦА;
наличие продающих формул, их эффективность;
конкретность, фактическая точность информации;
наличие продающих триггеров, призыва к действию;
учёт требований поисковых систем;
качество оптимизации.
Сервисы для SEO-анализа текста
В помощь SEO-специалистам и владельцам сайтов создано немало сервисов — как платных, так и бесплатных. Они помогают определить качество контента, насколько он учитывает требования поисковиков и т.д. Вот некоторые из них:
Text.ru — позволяет проверить контент на уникальность, оценить SEO-параметры. Можно пользоваться бесплатно, но есть ограничения по количеству символов, а скорость проверки ниже.
«Тургенев» — разработка компании «Ашманов и партнёры», предназначен для оценки риска попадания страниц под «Баден-Баден» — алгоритм «Яндекса», обнаруживающий переоптимизированный контент. Есть бесплатная версия, но в ней доступен ограниченный функционал.
«Главред» — сервис для проверки «чистоты» и читаемости. Помогает выкинуть «мусор», сделать материал более удобоваримым. Полезен скорее копирайтерам, но в целом для общей оценки качества контента можно использовать всем. Бесплатный.
Istio.соm — бесплатно проанализирует все «технические» параметры: тошноту, водность, длину слов и т.д. Из минусов: сервис англоязычный, не всем подходит.
Advego.com — мультисервис, позволяющий проверить тексты по десяткам параметров. Проверяет уникальность, делает семантический анализ, проверяет орфографию и т.д.
Сайт — лицо вашей компании. Закажите аудит текста, чтобы узнать, насколько ваш соответствует запросам целевой аудитории и что нужно изменить, чтобы выйти в ТОП поисковых систем.